23 шілде 2017, 6:48
      Саясат 04.05.2017, 12:26 1 пікір 412 просмотров

      Юридический взгляд на инвестиции

      В Атырау состоялась XV Юбилейная Международная правовая конференция, традиционно организуемая Казахстанская Ассоциация Юристов нефтегазовой отрасли и СП «Тенгизшевройл». На конференции  рассматривался вопрос, о важности которого не раз говорил глава государства Нурсултан Назарбаев - недропользование и инвестиционный климат в Республике Казахстан.


      Предлагаемая тема очень объемная по своему смыслу и содержанию и это позволило участникам форума обсудить широкий спектр вопросов и проблем: развитие законодательства о недрах, правоприменительную практику, инвестиционный климат, налоговые отношения, разрешение споров, взгляд инвестора и т.д. В работе конференции приняли участие представители Министерства энергетики РК, Министерства финансов РК, Министерства юстиции РК, Верховного Суда РК, Парламента РК, Генеральной прокуратуры РК, казахстанские и зарубежные ученые и практики.  Делегатов конференции приветствовали Тед Этчисон, генеральный директор СП «Тенгизшевройл»,КанатбекСафинов, ответственный секретарь Министерства энергетики РК, ЗаурешБаймолдина, заместитель Министра юстиции РК, МайкУильямс, генеральный правовой советник корпорации «Шеврон» по Европе, Евразии, Ближнему Востоку (Лондон, Великобритания), АйгульКыдырбаева, председатель специализированной судебной коллегии Верховного Суда РК. На конференции выступили такие именитые юристы как профессор, академик Национальной академии наук, директор Научно-исследовательского института частного правадоктор юридических наук Майдан Сулейменов, национальный партнер международной юридической фирмы «Dechert», магистр права СергейВатаев, судья Верховного суда РКДенис Шипп, д.ю.н., профессор, член-корреспондент НАПН УкраиныГалина Балюк, правовой советник Евразийского подразделения корпорации Шеврон (Москва) Кирилл Пономарев,начальник отдела по надзору за применением природоохранного законодательства Управления по надзору за законностью в социальной сфере Департамента правовой защиты Генеральной прокуратуры РКСаянАбдихайранов и многие другие. Как обычно, блеснул  Управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон», д.ю.н., президент KPLAЖумагельдыЕлюбаев. В своем докладе он сделал полный анализ законодательства о недрах и недропользовании, основного источника инвестиций в Казахстане.

      Следующий этап развития законодательства

      В настоящее время казахстанская экономика с преобладающим минерально-сырьевым сектором – это реальность и основа для модернизации экономических отношений и придания им инновационного качества. Этой сфере экономики отводится важное место, поскольку за счет включения именно этого ресурса в хозяйственный оборот, в условиях жесткой международной конкуренции, удалось привести страну к состоянию определенной экономической, политической и социальной стабильности. Поэтому именно недра Казахстана, играют ведущую роль в устойчивом развитии политической системы и экономики страны, а также формируют широкий спектр международных политических и экономических отношений.  Следует отметить, что на протяжении всей истории недропользования в независимом Казахстане для законодательства, регулирующего правоотношения в сфере недропользования, было характерно, что наряду с базовым законом (законами) действовало большое количество подзаконных нормативных правовых актов, часто не гармонизированных между собой и содержащих противоречивые положения. Количество таких подзаконных актов, принимаемых во исполнение базового закона, в различные периоды было разным.  Между тем, на сегодняшний день существуют объективные предпосылки перейти к следующему этапу развития законодательства о недрах и недропользовании, который отвечал бы новым реалиям устойчивого развития государства и рыночной экономики. Переход на новый этап развития законодательства о недрах и недропользования связан и с потребностью имплементации положений международных правовых актов и международных договоров, к которым Республика Казахстана присоединилась, в национальное законодательство. Как известно, сейчас утверждена Концепция Кодекса РК «О недрах и недропользовании» и разрабатывается проект этого законодательного акта. 

      Многовекторное международное сотрудничество Республики Казахстан с другими странами в области недропользования является одним из приоритетных направлений деятельности государства. Поэтому сфера недропользования является областью максимального сопряжения правовых, экономических и геополитических интересов.  ЖумагельдыЕлюбаев отмечает, что для сближения точек зрения о месте и роли государства в регулировании отношений в сфере недропользования необходимо на законодательном уровне закрепить следующие положения. 

      Во-первых, исходя из права государственной собственности на недра, при регулировании отношений в сфере недропользования абсолютный приоритет необходимо отдать государственным и общественным интересам. Однако этот приоритет должен основываться на законодательных актах Казахстана с целью обеспечения баланса публично-правовых начал с частно-правовыми. Нарушение этого баланса должно быть предметом судебной и арбитражной защиты.  Во-вторых, необходимо четко разделить компетенцию государства, как суверена в публичных отношениях, и как самостоятельного, равноправного субъекта в гражданскоправовых (частно-правовых) отношениях.  В-третьих, предоставление участков недр (месторождений) в пользование недропользователям, вне зависимости от того национальным или иностранным, должно осуществляться на основе только открытого конкурса (тендера) и путем заключения контракта (договора) по правилам гражданского законодательства, при этом специфические условия проведения конкурса, заключения и исполнения контракта должны быть прописаны в специальном законодательном акте о недрах и недропользовании. В-четвертых, основные условия контракта на недропользование, касающиеся вопросов налогообложения и иных обязательных платежей должны соответствовать действующему налоговому законодательству. При этом императивные (публично-правовые) нормы, предусматривающие конкретные виды и размеры налогов и иных обязательных платежей не должны автоматически переноситься в контракт. Между тем должны быть сохранены «налоговые режимы», закрепленные в ранее заключенных контрактах, что будет способствовать привлекательности инвестиционного климата в стране. В-пятых, для гарантированного обеспечения государственных потребностей Казахстана стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, которые определяют национальную безопасность страны, обеспечивают ее суверенитет (стратегические минеральные ресурсы, крупные месторождения), необходимо выделить из государственного фонда недр отдельные участки недр (используемые и неиспользуемые) и придать им статус объектов стратегического значения, в том числе определить республиканский фонд резервных месторождений. В-шестых, надо конкретизировать роль государства в геологическом изучении недр, определить принципы и меры экономического и иного стимулирования привлечения инвестиций в этот вид недропользования, заменить принцип возмещения исторических затрат государства на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых на принцип приобретения у государства геологической информации необходимой для недропользователя по конкретному участку недр (месторождений). Возможно государству следует отказаться и от такого вида обязательного платежа, как бонус коммерческого обнаружения, выплачиваемого недропользователем по результатам разведки при обнаружении полезных ископаемых. В-седьмых, нуждается в законодательном закреплении принципы поддержки и стимулирования внедрения инновационных технологий, повышающих нормативы извлечения полезных ископаемых и снижающих их потери в недрах. В то же время следует ввести научно обоснованные критерии высокой выработанности запасов месторождения, трудноизвлекаемых запасов, нетрадиционных видов минерального сырья и установить принципы экономического и иного стимулирования их разработки. 

      В целом, для обеспечения этих приоритетов, параметры государственно-правового регулирования должны отвечать требованиям: оптимальности, выполнимости и контролируемости. Практика государственно-правового регулирования нуждается и в единых методических подходах, основанных на четких законодательных требованиях, обеспечивающих одновременное и равное действие публично-правовых и частноправовых норм. 

      С развитием рыночных отношений в Казахстане государству необходимо экономически стимулировать более эффективное использование недр, путем установления научно обоснованных видов платежей за недропользование, предоставления льгот и преференций за высокотехнологичные и безопасные методы разработки недр, обеспечения стабильности законодательства и контрактных положений, формирования единообразной правоприменительной практики разрешения споров между государством и недропользователями. Только при таком подходе в полной мере будут реализовываться конституционные нормы о праве собственности на недра.

      Вопросы разрешения споров 

      ЖумагельдыЕлюбаев отмечает, что за последнеедесятилетие в Республике Казахстан сформировалась определенная судебная, административная, прокурорская и арбитражная практика по рассмотрению инвестиционных споров и споров, вытекающих из контрактов на недропользование. Нельзя сказать, что эта практика всегда отвечает требованиям закона, так как есть примеры отдельных судебных ошибок, факты незаконного привлечения недропользователей и инвесторов к ответственности различного рода, что не способствует укреплению законности и правопорядка в этой важной области экономики. Так, например, имеются ошибки в практике одностороннего расторжения инвестиционных договоров и контрактов на недропользование по инициативе уполномоченных государственных органов. При этом не учитывается то обстоятельство, что эти виды договоров по своей природе относятся к гражданско-правовым, а потому на них должны распространяться нормы гражданского законодательства и положения специальных законов, регулирующих отношения, связанные с иностранными инвестициями и недропользованием. В этом процессе в большой степени преобладает административный диктат. 

      Допускаются досадные ошибки в практике применения и налогового законодательства, предусматривающего специальные платежи недропользователей. Судебная и иная правоприменительная практика по делам данной категории свидетельствует, что налоговые службы порой дают расширительное толкование положениям налогового законодательства в нарушение прав инвесторов и недропользователей. Иногда органы налоговой службы любым путем, даже с нарушением прав и законных интересов недропользователей, преследуют цель пополнения государственного бюджета путем инициирования налоговых споров. Немало споров возникает в сфере соблюдения требований экологического законодательства, особенно по платежам за специальное природопользование: выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства. Нормы экологического законодательства стали эффективным инструментом в руках государственных экологических служб по необоснованному изъятию значительных денежных средств у недропользователей, исчисляемых многомиллиардными суммами. ЖумагельдыЕлюбаев считает, что вопросы и проблемы правоприменительной практики в сфере недропользования и инвестиционной деятельности требуют глубокого осмысления не только в целях совершенствования действующего законодательства и обеспечения защиты прав и законных интересов недропользователей и инвесторов, но главным образом для обеспечения законности в этой важной сфере экономики, что будет непременно способствовать укреплению привлекательного инвестиционного климата в Казахстане. 

      Вопросы обеспечения казахстанского содержания

      В рамках существующих проблем в сфере недропользования хотел бы представить свои суждения по весьма важному вопросу, касающемуся «казахстанского содержания» в контрактах на недропользование. Этот вопрос сейчас является наиболее дискуссионным и политизированным, поскольку от его решения напрямую зависит будущее экономики Казахстана. Статистика свидетельствует, что в настоящее время доля казахстанского содержания в контрактах на недропользование не превышает 30%, в то время, как в других странах, богатых сырьевыми ресурсами, этот показатель значительно выше, например, в Бразилии, Малайзии, Норвегии, Великобритании доля местного содержания в сфере недропользования составляет в среднем от 50 до 80%, в Германии – 90%, США – 77%, даже в Нигерии – более 30%.

       В данное время, согласно действующему положению Закона РК «О недрах и недропользовании» понятие «казахстанского содержания» разделено на отдельные дефиниции – местное содержание в кадрах, местное содержание в работе (услуге), товар казахстанского происхождения, казахстанский производитель товаров, местное содержание в товаре, хотя содержание перечисленных понятий не изменилось. Новым законом введены новые определения: «реестр товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по недропользованию» и «единая методика расчета организациями местного содержания при закупке товаров, работ и услуг». Последним законодательным новшеством расширен и круг обязанностей недропользователя, так, например, он обязан: привлекать казахстанских производителей работ и услуг; отдавать предпочтение казахстанским кадрам; представлять компетентному органу отчет об исполнении обязательств по казахстанскому содержанию; и т.д. 

      ЖумагельдыЕлюбаев, подчеркивает, что законодательные положения, обязывая недропользователя закупать казахстанские товары, работы и услуги, никаких требований не выставляет к производителю товаров, исполнителю работ и услугодателю. Данное обстоятельство не может стимулировать производителя товаров и услугодателя к повышению качества их продукции, их конкурентоспособности, поскольку на законодательном уровне решен вопрос об их реализации.  Таким образом, отмечает юрист,отношения, связанные с «казахстанским содержанием» являются наиболее сложно регулируемыми по ряду объективных причин. Во-первых, наличие казахстанского содержания в сфере недропользования обеспечивается императивными нормами законодательства, что является малопривлекательным в хозяйственной деятельности, основанной на законах рынка и современного управления производством. Во-вторых, отсутствуют экономические инструменты регулирования отношений, связанных с привлечением казахстанских кадров и казахстанских товаропроизводителей. В-третьих, система государственного управления этим процессом чрезмерно забюрократизирована и нет единого уполномоченного государственного органа, ответственного за реализацию государственной политики по импортозамещению. В-четвертых, частое изменение законодательства, регулирующего отношения, связанные с обеспечением казахстанского содержания в этой сфере экономики не позволяют сформировать эффективную контрактную практику по привлечению казахстанских кадров, товаров, работ и услуг. Кроме этого, по мнениюпрезидент KPLA, увеличению казахстанского составляющего в сфере недропользования мешают: низкая конкурентоспособность отечественной продукции; отсутствие у казахстанских производителей достаточных объемов оборотных средств и современных технологий, новых и качественных образцов продукции, которые бы не уступали иностранным аналогам; отсутствие научно-конструкторской базы; высокая себестоимость товаров и услуг.  

      О концепции Кодекса РК «О недрах и недропользовании» 

      За годы независимости в Казахстане была проделана огромная работа по формированию законодательной базы для осуществления недропользования. Казахстан ратифицировал ряд международных правовых актов, заключил двухсторонние договоры по защите инвестиций, присоединился к ряду международных конвенций, включая Договор к Энергетической Хартии (г. Лиссабон, 17 декабря 1994 г.). Все это создало правовую основу для успешного развития сферы недропользования. 

      Однако на данному этапе развития Казахстана возникла необходимость концептуальных изменений в регулировании сферы недропользования и установления регулирования на более высоком законодательном уровне. Принятие Кодекса «О недрах» должно иметь решающее значение для дальнейшего развития и модернизации горнодобывающей и нефтяной отраслей Казахстана. Такой кодифицированный законодательный акт позволит объединить и синхронизировать действие разрозненных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность недропользователей, коренным образом улучшить инвестиционный климат и повысить транспарентность в сфере недропользования, привести в соответствие с международными стандартами процедуры, связанные с реализацией прав недропользователей, придать дополнительный импульс максимально широкому развитию геологоразведки и рациональной, эффективной добыче полезных ископаемых в Казахстане.  

      Одной из целей принятия Кодекса является сокращение числа нормативных правовых актов, действующих в сфере недропользования, объединение их норм в единый логически согласованный законодательный акт. Поскольку в настоящее время отношения в сфере недропользования регулируются значительным количеством подзаконных актов. Только в целях реализации действующего Закона «О недрах» их принято более шестидесяти.  ЖумагельдыЕлюбаев считает, что необходимо изменение концептуальных подходов к правовому регулированию в сфере недропользования.  Одна из основных целей Кодекса «О недрах» должна состоять в том, что административно-разрешительные методы и пределы государственного регулирования в сфере недропользования должны быть точно обозначены. И наоборот, экономические методы регулирования, гарантии и защита прав добросовестных недропользователей должны получить максимально широкое закрепление, что будет соответствовать требованиям рыночной экономики. Далее, Кодекс «О недрах» структурно будет состоять из Общей и Особенной частей, что позволит четко определить общие вопросы и основные принципы регулирования, разграничить область применения Кодекса «О недрах» и других Кодексов и законодательных актов, в том числе законодательных актов смежных отраслей законодательства; разграничить регулирование общих вопросов, которое будет применимо в отношении всех операций по недропользованию со всеми видами полезных ископаемых, и специальное регулирование, применимое только в отношении углеводородов либо только в отношении твердых полезных ископаемых и т.д. Одним из ключевых институтов в области недропользования является контракт на недропользование. Он является основанием возникновения права недропользования (наряду с разрешением компетентного органа), определяет условия изменения и прекращения прав и обязанностей недропользователя и государства.  Противоречивое и двусмысленное регулирование отношений по контракту на недропользование не может не влиять на инвестиционную привлекательность отрасли, а потому для изменения ситуации необходимо на законодательном уровне внести ясность во все спорные вопросы, в том числе касающиеся правовой природы контракта. 


      Оксана Мартынюк

      Пікірлер

        • wElenaNual
        • 25.05.2017

        Наш сервис предоставляет настоящие лайки на фото заказчиков, которые готовы платить за качество.

        Именно для этого мы и набираем удалённых сотрудников, которые будут выполнять работу, то есть ставить лайки и зарабатывать за это деньги.

        Чтобы стать нашим удалённым сотрудником и начать ставить лайки, зарабатывая при этом 45 рублей за 1 поставленный лайк,

        достаточно просто зарегистрироваться на нашем сервисе. > www.oplata-vklike.tk <

        Вывод заработанных средств ежедневно в течении нескольких минут.

      Пікір қосу

      ДОБАВИТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

       
      Введите пять букв размещенных внизу:
       _____     __   __    _  __    ______    _____   
      |  __ \\   \ \\/ //  | |/ //  /_   _//  / ____|| 
      | |  \ ||   \ ` //   | ' //    -| ||-  / //---`' 
      | |__/ ||    | ||    | . \\    _| ||_  \ \\___   
      |_____//     |_||    |_|\_\\  /_____//  \_____|| 
       -----`      `-`'    `-` --`  `-----`    `----`  
                                                       
      
       
      Наверх