22 сентября 2017, 17:47
      Қоғам 15.09.2016, 16:12 0 пікір 517 просмотров

      Альтернатива без альтернативы

      Жесткой критике общественности Атырау подвергся проект дочерней компании НК «Казмунайгаз» -  ТОО «КМG Systems & Services»  по строительству на Северо-Каспийской базе реагирования на нефтяные разливы (СКЭБР)  в  районе устья Урала Пассажирского терминала для судов на воздушной подушке в ходе прошедших в Атырау публичных слушаний.


      Слушания проводились по Предварительной оценке воздействия на окружающую среду проекта строительства Пассажирского терминала на территории СКЭБР. Проект представила  дочерняя компания  ТОО «КМG Systems & Services» совместно с разработчиком проекта ТЭО ТОО «Caspian HES Consulting» и разработчиком ПредОВОС – ТОО «Центр дистанционного зондирования и ГИС «Терра». Главным обоснованием  для строительства Пассажирского Терминала это создание нового транспортного пути снабжения  Нефтедобывающего Комплекса  - перевозки персонала и, а в будущем грузов  первой необходимости. С самого начала реализации Кашагана перевозки ведутся вертолетами и морскими судами из базы в Баутино. Теперь из-за природных условий и падения уровня Каспия предлагается применять Суда на воздушных подушках (СВП).

      На суд общественности предложили четыре варианта размещения пассажирского терминала и два маршрута движения судов на воздушной подушке. Но сразу заявили, что и вариант размещения, и маршрут уже выбраны.  После презентаций организаторов атырауские зеленые выразили свое несогласие с проектом. Критике подверглись практически все представленные данные.

      Умбеталиева Галия, директор  аналитической лаборатории охраны окружающей среды, сразу отметила, что в предоставленных данных имеется  превышение по фенолу 450 раз больше ПДК, по алюминию и железу в несколько раз, а содержание фосфора в тысячу раз больше норматива. «С такими данными там уже мертвое море! Тогда нужно SOS кричать! Вы что не проводили анализ полученных результатов?». Представитель разработчика ПредОВОС ответила, что исследования проводились весной 2016 года, пробы отправляли  в аккредитованные лаборатории в городе Алматы, обнаруженные превышения отметили в своем отчете. «Возможно, допущена какая-то ошибка, но мы решили, что на данном этапе ничего с этим сделать не можем. На дальнейших этапах мы планируем рекомендовать проектировщику увеличить количество точек отбора проб и  обратить внимание на те точки, где были обнаружены превышения. Мы свяжемся с лабораторией и уточним ситуацию по превышению. Может быть, это связано с тем, что исследования были проведены весной во время таяния льда и поверхностные воды попадало больше загрязняющих веществ прилегающих территорий».  Вопрос о том, почему не прояснили ситуацию раньше, остался без ответа.

      «Дело идет к гибели Каспия! – уверенно заявил в своем выступлении директор общественного объединения «БатысЭко Коргау»  Кали Аубекеров.- Использование судов на воздушных подушках приведет  к гибели нашей заповедные зоны. Почему собираются использовать именно суда на воздушных подушках? Почему нет альтернативных методов? Это исторически сложившиеся места гнездования птиц! Суда на воздушных подушках будут проноситься курсировать постоянно с таким шумом, ни рыб, ни птиц не останется! Это нарушение  357 статьи Экологического Кодекса. Ваши идеи приведут к экологической катастрофе, будет уничтожен весь уникальный животный мир нашего региона. Наш Урало-Каспийский бассейн станет мертвым. Почему сразу не построили эстакады от берега до Кашагана? Общественность была против, когда хотели строить эту базу и сейчас мы против этого проекта терминала!».

      Галина Чернова руководитель общества эколого-правовой инициативы «Глобус»   выступила от имени  экологических активистов -  Махамбета Хакимова, Кудабая Гаржауова, с которыми совместно проводила независимую общественную экспертизу. Она отметила что у «зеленых» сразу возник ряд замечаний. «Сразу подниму вопрос трансграничного воздействия проекта на окружающую среду в рамках действующей и ратифицированной нашей страной конвенции ЭСПО, которая декларирует, что любые проекты выходящие за границы локальной экологической системы должны обсуждаться на между народном уровне. Далее, о каком обсуждении может идти речь, когда не разработаны нормативы шумового воздействия, шумового загрязнения и вибрации в заповедной зоне, каковой является природный резерват «Акжайык». Мы изначально не были согласны с этим проектом, даже судились с компанией «Тениз сервис» на предмет легитимности осуществления этого проекта СКЭБР. Тогда, напомню, было решено 111 гектаров отнять у буферной зоны заповедника, места где зарождается жизнь всей экосистемы. Но все-таки там разместили СКЭБР в нарушение требований общественности и сейчас эти нарушения продолжаются! Нормативной базы по шуму и вибрации  нет, вопрос о безопасности этих судов не решен, но суда собираются эксплуатировать» - сказала Галина Чернова.  Чернова уверена, что альтернативные участки, предложенные общественности – «чистой воды манипуляция»: «Альтернатива предполагает ДРУГОЕ расположение, а вы на одной и той же площадке хороводы водите – то с этой стороны разместим, то с этой».  Подвергла критике она и выводы, сделанные в ПредОВОС: «Что значит ваше заявление, что на рыбу, занесенную в Красную книгу не будет оказываться воздействия, а только на рыбу , имеющую промысловое значение. А за счет чего будут жить прибрежные поселки, семьи рыбаков? Там у нас девять кооперативов рыболовецких! Что они будут ловить, что вообще будет с этими рыбами, имеющими промысловое значение. Вы хотите разорить эти кооперативы рыболовецкие? Хотите получить социальный взрыв?» - вопрошала Чернова. -  У нас уникальный регион воспроизводства птиц, он входит в Рамсарскую конвенцию, также здесь находятся основные транспортные коридоры , они летят отсюда в Африку, Индокитай, Сибирь. Если будет нанесен урон этой экосистеме, как на это посмотрит мировое сообщество? Вы декларируете свою приверженность зеленой экономике, но мы не видим, какое отношение этот проект имеет к зеленой экономике. Этим проектом вы нарушает е Экологический кодекс, в частности 257 статью».

      Шерхан Сугурбеков, генеральный директор  ТОО «КМG Systems & Services»  взяв слово сказал: «База уже есть – это факт, и без этой базы добыча на Кашагане не может начаться. Сейчас запрета на использование СВП нет, если будет запрет на эксплуатацию,  суда использоваться не будут».

      Кроме того, было заявлено, что в дальнейшем при разработке ОВОСа будет изучено шумовое воздействие более детально. Организаторы слушаний заявили, что сегодня статус судов на воздушной подушке неопределен, и привлечение судов  не в их компетенции,  их задача построить «гараж» для СВП. Остальные вопросы будет решать НКОК, оператор Кашаганского проекта. Возможно, будут привлечены альтернативные суда.

      Непонятным осталось и в какие периоды будут использоваться СВП – в период миграции птиц, нереста рыб, щенки тюленей движение судов должно быть по закону запрещено, а это практически большая часть года. Но четкого ответа и на этот вопрос получено не было. Выяснилось, что даже со сроками строительства терминала еще не определились.

      Общественность осталась недовольна многими моментами. Во-первых, зачем представлять четыре варианта, если два из них заведомо экологически опасны? Во-вторых, почему не разработаны действительно альтернативные варианты? В-третьих, почему не представили данных, когда конкретно будут эксплуатироваться суда? Почему не проведены исследования по шуму и вибрации от СВП? Какова альтернатива этим судам? Несмотря на критику общественности, слушания признаны состоявшимися и  было обещано учесть все замечания при подготовке к ОВОСу.


      Оксана МАРТЫНЮК

      Пікірлер

      Пікір қосу

      ДОБАВИТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

       
      Введите пять букв размещенных внизу:
        _  _      ___      ______   __   __            
       | \| ||   / _ \\   /_____//  \ \\/ //   ____    
       |  ' ||  | / \ ||  `____ `    \ ` //   |    \\  
       | .  ||  | \_/ ||  /___//      | ||    | [] ||  
       |_|\_||   \___//   `__ `       |_||    |  __//  
       `-` -`    `---`    /_//        `-`'    |_|`-`   
                          `-`                 `-`      
      
       
      Наверх