23 сентября 2017, 6:05
      Экономика 05.07.2013, 11:57 1 пікір 4296 просмотров

      ЧЕТЫРЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТШО

      Оксана МАРТЫНЮК

      В какой карман положить

      Как рассказали нам персоны из нефтяных кругов, которые сопровождали  президента РК, приехавшего с визитом в Атырау 30 июня, рассмотрение вопроса ПБР в итоге может привести к новому острому конфликту между казахстанским властями и иностранными инвесторами. В Межведомственной Комиссии (МВК) было выдвинуто четыре требования к ТШО. Это увеличение казахстанского содержания, изменение схемы обучения кадров, продажа  тенгизского газа Казтрансгазу и  передача 30% тенгизской нефти на внутренний рынок с 2019 года! По сути, спор в МФК шел о том, какой актив пойдет в тот или иной государственный карман

      Где? Где? В Караганде?!

      К примеру ТШО тратит 16 млн долларов ежегодно на переобучение своих кадров в компании. Министр Индустрии и новых технологий  РК Асет Исекешов (карагандинец) предложил, чтобы  эти 16 млн долларов ТШО передавало возглавляемому им министерству. На эти деньги Минидустрии намерен создать Центр Переподготовки кадров для TШО в Караганде. Где Тенгиз, а где Караганда?  Парадокс, но столь нелогичное предложение первоначально не встретило возражений. Наверняка, ТШО лучше знает, каких сотрудников ему надо переобучать и как. В ходе обсуждения многогранного и очень непростого вопроса о Казахстанском содержании также выявились противоречивые моменты. В частности,  по транспортировке модулей имеются три разных маршрута -  Северный, Северо-восточный (которое, в свою очередь, имеет свои три варианта) и Южный. Каждый имеет свою стоимость и отвечает интересам той или иной казахстанской компании - потенциальным подрядчикам и их собственникам и соответственно лоббистам.  Если будет выбрано Северный маршрут по реке Урал, то это выгодно собственникам Атырауского речного порта, если Северо-восточный, то это выгодно ТОО «Тенизсервис», прославившему себя строительством Северо-каспийской базы реагирования (СКЭБР), которая оказалась в итоге бесполезной для Кашаганского проекта. А Южный машрут уже выгоден другой группе казахстанских компаний  и недогруженному Актаускому морскому порту. Тем самым вопрос казахского содержания оказался очень сложным для решения.

      Газовый вопрос

      Газовый вопрос наименее острый из всех четырех требований. Газа ТШО вырабатывает мало  и это некритично для экономики ТШО. Часть газа TШО уже согласился отдавать на проект Газохимии на северном Карабатане по достаточно умеренной цене (ниже мировой), часть объема отдает населению Атырауской области (в Атырау цена на газ в два раза ниже, чем в Алмате), часть на собственные нужды, и немного отправляет на экспорт.  А новый дополнительный объем газа от ПБР Казахстан хочет получить себе по цене себестоимости с 10% наценкой. Захочет ТШО  уступить в газовом вопросе или нет –  не так важно, они и так неплохо делятся газом. Другой вопрос, а стоило  ли правительству на таком уровне  выносить  этот  вопрос в процедуру разрешения ПБР! Может не всегда стоит говорить с инвесторами на уровне ультиматумов. Технически этот вопрос можно решить в рабочих обсуждениях с инвесторами на другом уровне.

      «Неприемлемое требование»»

       Самым неприемлемым для ТШО оказалось требования о поставках 30 % нефти на внутренний рынок с 2019 года. Причем, инициативу в этом вопросе взял на себя премьер-министр РК, который даже озвучил этот больной вопрос публично. Правда, без указания на ТШО. По словам премьер-министра РК, с 2019 года, после планируемой реконструкции трех казахстанских НПЗ, эти заводы, ввиду увеличения их мощностей, во-первых, станут испытывать дефицит нефти для переработки в 5-6 млн тонн, так как добыча в других традиционных для них нефтяных проектах резко падает, а во-вторых все равно на внутреннем рынке будет дефицит ГСМ, так как в стране спрос непрерывно растет. В  условиях Тенгизского контракта, есть возможность получать Роялти натуральным способом. То есть не деньгами, а нефтью. Но при этом резко упадет доходность самого ТШО - маржа. Цены на нефть на внутреннем и на внешнем рынках различаются как минимум на 30%, если не больше. И парадокс, что, несмотря на то, что КМГ является владельцем или совладельцев всех трех казахстанских НПЗ, он, в целом, потеряет часть своих основных доходов. Вдобавок, такое условие делает расходы на  проект ПБР и проект стабилизации предустьевого давления  бессмысленным с коммерческой точки зрения. Гарантировано, что иностранные инвесторы отвергнут требование о поставках на внутренних рынок, так как, даже физически, объем 30%  соответствует  размеру Дополнительных Роялти –проще говоря Налогу на Сверхприбыль. Контракт не дает право требовать с ТШО такого объема и уровня налоговой нагрузки. В контракте Тенгизского проекта есть три вида Роялти – подписные, базовые и Дополнительные. Дополнительные на уровне 29% –  это, де-факто, Налог на Сверприбыль. А этот уровень при инвестициях в 20 млрд долларов остается недостижимым  даже до окончания срока ныне действующего контракта до 2033 года. Откуда взяться сверхприбыли, если на окупаемость третьего этапа инвестиций понадобится как минимум 10 лет.

      Впрочем, американские компании Шеврон и ЭкссонМобил, по-видимому, информированные о дискуссиях в МВК, сумели довести до правительства, что это требование не будет принято ввиду невыгодности для всех участников Тенгизского проекта, в том числе и для «Казмунайгаза» и компания предпочтет отказаться от реализации ПБР вообще.         

      Вопрос на 105 млн тонн 

      Согласно источникам, похоже, что перерастания в открытую фазу конфликта властей и компании все-таки удалось избежать. Руководство «Казмунайгаз» убедило Министерство нефти и газа РК, что оператор Тенгизского проекта американская корпорация Шеврон не примет эти требования. Вопрос  разрешении на ПБР был  передан из Межведомственной комиссии,  в состав которой входят несколько министерств со своими ведомственными и неведомственными интересами,  на рассмотрение в Рабочую Группу. Как оказалось, в ходе бурных обсуждений, Межведомственная комиссия  как-то умудрилась  пропустить очень важный нюанс проекта ПБР.  Согласно расчетам Национальной компании «Казмунайгаз», выполнение этих требований экономически убыточно для Казахстана, так Казахстан недополучит  аж 105 млн тонн нефти (!) от Тенгиза  до 2033 года. Сам проект ПБР доведет добычу до на Тенгиза с 26 млн до 36 млн тонн нефти. Дополнительно плюс 7 млн тонн нефти может дать проект закачки газа по всей центральной платформе Тенгизского месторождения. Еще 7 млн тонн ежегодно может дать Королевское месторождение. В итоге 50 млн тонн нефти. Отмена ПБР приведет к отказу от проекта стабилизации устьевого давления. А в целом до окончания срока контракта Казахстан не досчитается 105 млн тонн нефти (7 млн тонн ежегодно). По прогнозу, скорее всего Рабочая Группа (РГ) уберет три требования из ьчетырех. Иностранные инвесторы в свою очередь тоже заинтересованы в разрешении споров вокруг  ПБР и начале реализации  ПБР.  Ключевой вопрос для корпораций Шеврон и ЭкссонМобил – продление Тенгизского контракта до 2070 на нынешних или несколько измененных контрактных условиях. Разрешение Проекта ПБР и Проекта стабилизации устьевого давления (закачки газа и воды на склонах) откроет американским нефтяникам  возможность поставить вопрос о продлении контракта. Если Проект стабилизации устьевого давления  даст ожидаемый эффект стабильности пластового давления на текущем уровне, при всех издержках идеи закачки воды на склонах, то это позволит достаточно долго сохранять пиковый уровень добычи  нефти в 50 млн тонн нефти. А значит Казахстану нет смысла искать новых партнеров на Тенгизе и после 2033 года на момент истечения действующего контракта. Никто не будет менять шило на мыло. Если конечно сиюминутные интересы  и «оригинальные» идеи некоторых ведомств по типу создания Центров обучения нефтяников для Тенгиза в Караганде не возобладают над стратегическими экономическими интересами страны.   

      Пікірлер

        • Еркин Жубанов
        • 10.07.2013

        Исекешов тянет одеяло на себя?

      Пікір қосу

      ДОБАВИТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

       
      Введите пять букв размещенных внизу:
        _____    __   __    ____      _____     ______  
       / ____||  \ \\/ //  |  _ \\   |  ___||  /_   _// 
      / //---`'   \ ` //   | |_| ||  | ||__    `-| |,-  
      \ \\___      | ||    | .  //   | ||__      | ||   
       \_____||    |_||    |_|\_\\   |_____||    |_||   
        `----`     `-`'    `-` --`   `-----`     `-`'   
                                                        
      
       
      Наверх