24 шілде 2017, 20:53
      Аймақ 10.09.2014, 17:20 0 пікір 1884 просмотров

      Экономично, экологично, но…

      Совсем недавно вице-министр Министерства энергетики РК Узакбай Карабалин в связи с очередным повышением цен на бензин призвал казахстанцев перевести свои автомобили на газ. Идея не новая, и вроде бы выгодная, но население не особо спешит ее реализовывать. В чем же причина? 


      Очередной виток

      Призывая перевести свои автомобили на газ, вице-министр Министерства энергетики РК Узакбай Карабалин подчеркнул, что это очень выгодно для водителей: «Оказалось, что на таких крупных машинах как «Ланд Крузер» на 30-35% сократились расходы топлива с переходом на газ. Мы договаривались с крупными сетями автозаправок, такими как «КазМунайГаз» и «Гелиос», чтобы они на своих станциях поставили оборудование для заправки сжиженного газа. Мы это поддерживаем и вы знаете у нас появились в городе «Эко такси», которые работают на сжиженном газе и достаточно много машин переходят на газ». Кроме того, он сказал, что в этом году был подписан меморандум с крупными сетями автозаправок с тем, чтобы расширять сеть покрытия топливным газом (пропан, бутан).

      Периодически власти начинают муссировать эту идею. Еще два года назад  было объявлено, что к 2018 году 54 тысячи автомобилей в республике уже будут оснащены газовыми баллонами, по всей стране заработают 95 газозаправок. Обещали, что появятся центры, где можно будет переоборудовать автомобиль. В начале этого года в правительстве заговорили о том, что необходимо начать с государственных авто. Депутаты посоветовали правительству поработать в первую очередь с автопарками. Чтобы опыт Алматы, где общественный транспорт уже пользуется газовым топливом, и Астаны, где есть специальное экотакси, переняли и в регионах. Депутаты предлагали правительству провести переговоры с представителями казахстанского автопрома: хотят, чтобы отечественные эко-автомобили выходили уже с конвейера.

      Аргументы «за» и «против»

      Мажилисмены подсчитали, если народ начнет активно переходить на газовое топливо, то можно не только сэкономить и улучшить экологическую обстановку в стране, но вообще свести к нулю импорт бензина.

      И для каждого отдельно взятого кармана автомобилевладельца налицо экономическая выгода – при переходе на газ затраты на топливо сокращаются в 2-2,5 раза. У автомобиля, работающего на газовом топливе, за счет отсутствия детонации межремонтный пробег двигателя увеличивается как минимум на 30%. Масло остается чистым более продолжительное время из-за отсутствия копоти и нагара при сгорании газа, так что отпадает необходимость часто менять свечи.

      Экологическая составляющая тоже с каждым годом, в условиях все увеличивающегося количества автомобилей, а значит и вредных выбросов от них, становиться все важнее.

      Однако автолюбители на голубое топливо переходить не спешат. В Казахстане более 4 миллионов машин ездят на бензине и только около 15 тысяч водителей перешли на газ.

      Самая распространенная причина – многие просто опасаются возить в багажнике «газовую бомбу». Хотя эксперты говорят, что опасности эксплуатации газобаллонных автомобилей не более, чем басни.  По физико-химическим свойствам, газ более безопасен, чем бензин, у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Причем, по статистике такие прецеденты уже были, и баллоны оставались целы. А бензобак, по мнению специалистов, пробить гораздо проще. Так что все неприятности возникают из-за невнимания или небрежности самого владельца авто, которые игнорируют  правила эксплуатации и обслуживания ГБО.

      С другой стороны, многие водители говорят о том, что переоборудование автомобиля вне завода-изготовителя небезопасно. Многих пугают эти подзаборные переоборудования - кто следить будет за правильной установкой оборудования и его обслуживанием, кто будет отвечать, если машины взрываться начнут? Лучше было бы предоставить таможенные льготы и налоговые послабления новым автомашинам, которые будут оборудованы для работе на метане заводом-изготовителем этих самых автомашин.

      Далее, цена установки газового оборудования достаточно высока – 150-300 тысяч тенге. Поэтому неудивительно, что газификацию позволит себе далеко не каждый автовладелец. Эксперты видят выход в кредитовании водителей, которые переводят свои автомобили на газтопливо. Между тем некоторые столичные банки уже кредитуют автовладельцев, отдавших предпочтение газу.   Популяризировать переход на газтопливо поможет частичное снижение или же полная отмена налога для транспорта, работающего на газе.

      Кроме того, многие уверены, что как только на газ перейдет достаточное количество автомобилистов и возрастет спрос на газ, цены моментально уравняются с ценами на бензин. И вся экономия сойдет на нет.

      А еще одна причина, как не абсурдно это звучит – это «понты», не престижно, мол, экономить на бензине, статус не позволяет.

      «Газовые» нюансы

      Эксперты, кстати, считают, что народ у нас в газе мало что понимает, поэтому предлагают начинать не только с «бесплатного переоборудования на газ», но и с разъяснительной работы. Вот некоторые «газовые» нюансы. Существует два вида газа – пропан-бутановая смесь и метан. Стоимость переоборудования на пропан – около 150 тыс. тенге, на метан около 300 тыс. тенге. Цена пропана на заправках примерно на 20 % выше чем у метана. Пропан тяжелее воздуха и легче воспламеняется, следовательно, опаснее, метан - легче воздуха и тяжело воспламеняется, он намного безопаснее и пропана, и бензина. Пропан считается экологичнее в 1,5-2 раза чем бензин, а метан в 5 раз экологичнее бензина. Пропан зависит от добычи нефти, так как является попутным газом. В Казахстане находится крупнейшее в мире газовое месторождение метана и в мире его запасы считаются значительно большими, чем запасы нефти. Когда вы слышите о мировом развитии газомоторного топлива, о программах по поддержке переоборудования, в 90% случаев речь идет о метане - именно на нем ездит Европа, Армения, Узбекистан, именно на него хочет перейти Россия. Пропаном можно заправиться на многих обычных АЗСках, а заправок для метана – штук пять-шесть на весь Казахстан. А ведь в метановую машину не заправишь пропан и наоборот.

      Резюмируя, для того, чтобы в Казахстане стало популярным ездить на газе, нужно приложить усилия, начиная с информирования населения. Будущее у казахстанских автомобилей, работающих на газе, конечно же, есть, но зависеть оно будет исключительно от положительных изменений в инфраструктуре и налоговых льготах.


      Оксана Мартынюк

      Пікірлер

      Пікір қосу

      ДОБАВИТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ

       
      Введите пять букв размещенных внизу:
        ______   _    _     _  _     ______   _    _   
       /_____// | || | ||  | \| ||  /_   _// | || | || 
       `____ `  | || | ||  |  ' ||   -| ||-  | || | || 
       /___//   | \\_/ ||  | .  ||   _| ||_  | \\_/ || 
       `__ `     \____//   |_|\_||  /_____//  \____//  
       /_//       `---`    `-` -`   `-----`    `---`   
       `-`                                             
      
       
      Наверх